Интервью для газеты "Мир новостей", (сентябрь, 2006 г.)
Михаил САТАРОВ:
"Лучше в искусстве быть маньяком, чем продавцом секса с животными!"
О нём говорят разное: кто-то его, мягко говоря, недолюбливает, кто-то боготворит и называет легендой, гением. Одно точно – на сегодняшний день именно этого художника сравнивают с Шиловым и называют «могильщиком» Глазунова. Его работы чаще всего копируют, а бомонд толпится в очереди, чтобы заказать свой портрет. Его работы висят в Кремле, домах европейских монархов и миллионеров. Их дарят Путину, Пугачёвой, Волочковой, Березовскому…
Михаил Алексеевич Сатаров не любит публичности и в последнее время живёт отшельником в "святых местах"... Ищет просветления... Однако в бомонде поползли слухи о том, что Сатаров скрывается за городом не один, а с известной заокеанской дивой, которая позирует ему для портрета. Мы встретились с легендарным художником неподалёку от деревеньки Оболенское, где он сегодня прячется от московской суеты.
- Михаил, говорят, что вы сбежали из Москвы спрятать зарубежную диву, с которой портрет пишете?
- И вы, конечно, хотите, чтобы я вам её показал?.. Опоздали. Некого мне вам показывать. Этот человек был у нас в стране инкогнито.
- Это была известная голливудская кинодива?
- Моя гостья была афроамериканка. Очень красивая, темпераментная, пластичная и немного скромная.
- Это Наоми Кэмпбелл?
- Может быть...
- А кого ещё из знаменитостей вы скрывали у себя в загородном доме? Ваша муза - Алла Пугачёва здесь часто бывает?
- К сожалению, ни разу ещё не была. (Смеётся.) Конечно, очень бы хотелось увидеть её у себя в гостях. У нас края сильные по энергетике. В общем, рай для творческого человека. Старожилы их вообще «святыми местами» называют. Сюда паломники приезжают. Здесь святые истоки и два храма – Богородицы и Николая Чудотворца. Рассказывают, что недавно там чудо произошло – девочка с дефектом речи после молитвы заикаться перестала. А в пяти минутах ходьбы от нашего дома протекает источник с полезной серебряной водой. Если там подержать пораненный палец, он моментально заживает. В общем, тишь да благодать здесь. Идёшь к святым истокам, а по пути можешь земляники поесть, сокола, лисицу или какую другую живность встретить. Честно говоря, я частенько сюда из Москвы сбегаю за вдохновением.
- Когда портрет Пугачёвой писали, подпитываться энергетикой сюда тоже приезжали? Или вам «энергетического поля» Примадонны хватило?
- Приезжал. Честно говоря, Аллу Борисовну нелегко было рисовать.
- Она что, капризничала?
- Я говорю сейчас не об этом! Она очень сильный и мудрый человек. У неё мощнейшая энергетика. Сложно было донести до потомков не просто внешне интересную женщину, а легендарную, мудрую и таинственную. Говорят, что получилось.
- Говорят, что Пугачёва на портрете у Киркорова вызвала весьма своеобразную реакцию…
- С картиной Примадонны вышла смешная история. Изначально её портрет заказал один очень богатый человек для своей частной коллекции ( а так же 50 портретов самых знаменитых и харизматичных женщин России – балерин Илзе Лиепа и Насти Волочковой, телеведущих Елены Ханги и Ольги Грозной, певицы Лолиты…). Как-то журналисты сфотографировали у меня в студии портрет Пугачёвой. А Филипп Киркоров увидел этот портрет в прессе и был настолько потрясён, что выкупил его копию и подарил Алле Борисовне на день рождения. Рассказывают, Филипп от восторга при этом даже таким отборным матом ругался! Так что у меня сейчас нет ни оригинала, ни его копии – всё продано.
- А рулетка на заднем фоне Аллы Борисовны – намёк на то, что Примадонна падка на азартные игры?
- Надо сказать, что свою главную фишку в жизни – её огромный талант – она уже выиграла. А горящие свечи на переднем плане, астрологические часы, знак судьбы, гороскоп, рулетка – это немой намёк на предназначение и фортуну.
- Преуспевающих художников обычно очень не любят их коллеги. Вы это чувствуете?
- Мне они даже комплименты делают! Вот как-то они назвали мою технику письма «маниакальной».
- Как это?
- Когда тщательно прописываешь каждую из многотысячных травинок или листочков, то можно незаметно и умом повредиться. Слишком уж это большая психологическая и физическая нагрузка. Здоровый человек такой нагрузки не выдержит! Но лучше быть маньяком в своей профессии, чем продавцом секса с животными…
- Что вы имеете в виду?
- Сегодня мы живём в очень сложное и противоречивое время. В искусстве, в частности в живописи, не существует никаких критериев оценки. Всё размыто: и «Чёрный квадрат» Малевича, и картины Рафаэля… это всё называется прекрасным. Но на самом деле есть картины как со знаком плюс, так и со знаком минус. Есть искусство, которое несёт позитив, а сеть, которое – негатив, в общем, действует на людей разрушающе. Если быть откровенным, то нельзя не отметить тот факт, что искусство - это прежде всего сферы духовного, тонких энергий… а ещё место, где можно ловить рыбку в мутной воде.
Конечно, критерии оценки размыты давно, но сегодня всё особенно перепутано. Причём сегодня даже дерьмо, запаянное в банки (от художника Мациони), преподносится как новое произведение искусства. Если сейчас оживить наших классиков – Сурикова, Репина, их бы удар хватил… Сейчас настало время свободы, но эта свобода и от совести, и от чести. Кто-то устраивает омерзительные инсталляции, кто-то принимает слабительное и гадит в зале импрессионистов в Пушкинском музее, кто-то презентует фотографии, на которых его трахает бульдожка. Я специально не называю их фамилии, чтобы не делать им рекламу. А вообще сегодняшнее искусство вещь незащищённая. А так хочется, чтобы нашим потомкам от нас досталась не похабщина, а нечто светлое и прекрасное!
Александр Ронов.