Газета "Труд", 29 сентября 2008 г.
Рубрика "Стереотипы".
Правду ли говорят о художниках?
1. У художника должна быть муза.
Михаил Сатаров: Да. Муза просто необходима. Но позитивная, такая, которая не отвлекает от работы. Моя муза – любимая женщина. На мой взгляд, если музой становиться посторонняя женщина, художник утопает в чувстве вины, и это негативно отражается на творчестве.
2.В мастерской художника всегда бардак
Михаил Сатаров: Нет. Как написал Булгаков: «Разруха не в клозетах, а в головах». Так и с художником. Если у него в мастерской бардак, у него ничего нет ни в голове ни в душе, и это напрямую отражается в творчестве. Результаты работы такого художника не обрадуют людей. Я всегда поддерживаю в своей мастерской порядок. Сознательный, настроенный на работу художник не терпит в студии хаоса.
3.Художники пишут два вида картин: на продажу и для себя
Михаил Сатаров: Это самое большое заблуждение в отношении художников. Все известные классики творили за деньги, например, Микеланджело расписывал Секстинскую Капеллу не за просто так. А художники эпохи Возрождения работали только на заказ. Наша профессия ничем не отличается от любой другой. Так почему сегодня мы должны работать по-другому. Просто есть люди, которые не могут выполнять заказы в силу своей несостоятельности. Свои неудачи они оправдывают тем, что пишут для себя, а их никто не понимает.
4. Художник нищ, если не работает по заказу власти
Михаил Сатаров: Неправда. Художник нищ, если он не востребован. Это никак не связано с тем, работает он с властью или нет. А картины востребованы тогда, когда несут в себе добро. Художник всегда может обеспечить себе и своей семье комфортные для жизни условия, если нет никаких катаклизмов, например, войны.
5.Художники работают по ночам
Михаил Сатаров: Да. Я работаю практически только по ночам. Днем меня отвлекают сотрудники и клиенты. К вечеру я становлюсь похожим на кипящий чайник, тут точно не до творчества. А ночью тишина и покой, можно легко сосредоточиться на работе. Покой в душе самое необходимое условие для творчества.
6.Художники не приспособлены к реальной жизни
Михаил Сатаров: Среди художников, как и среди большинства людей, есть приспособленные и неприспособленные к современной жизни люди. О себе могу сказать, что у меня такой проблемы не возникало, особенно после службы в советской армии.
7.Художники спят со своими натурщицами
Михаил Сатаров: Неправда. В прошедших столетиях подобные вещи были. А сейчас они не актуальны. Современные художники практически не пишут с натуры. Они выбирают себе модель, устраивают фотосессию, а потом работают с фотографиями. А муза подсказывает как сделать образ на холсте ярким и красивым.
8. Художники делятся на две категории: затворники и светские львы
Михаил Сатаров: Да. Но я бы сказал, что есть тусовщики и труженики. Да, я встречаюсь и с клиентами, и представителями правительства, когда это необходимо. Ведь для того, чтобы пойти на любое мероприятие нужно полностью перестроить, даже поломать рабочий день. А в нашей профессии нельзя сидеть и ждать пока сойдет озарение. Нужно трудиться каждый день, тогда и муза посетит и результат будет. «Служение муз не терпит суеты».
9. Художники не любят физический труд и не занимаются спортом
Михаил Сатаров: Неправда. Моя работа статичная, и я с удовольствием использую каждую возможность для физических нагрузок. Например, я могу возить на даче тачки с грунтом, хотя могу себе позволить нанять рабочих. Мне не жалко денег. Просто я делаю это для себя. И результат великолепный – в сорок пять лет у меня крепкие мышцы и подтянутая фигура.
10. Художники эгоцентричны
Михаил Сатаров: Такие бывают. Одним из самых знаменитых эгоцентриков был Пабло Пикассо. Он заставлял жён и любовниц собирать и хранить огрызки своих ногтей, выпавшие волосы и кусочки кожи, говоря им, что всё это излучает его гениальную божественную энергию. Это совершенно очевидные психические отклонения. Такое поведение недоступно моему пониманию.
Ирина Зотова