Газета "Сударушка" , №48 (787) 6 декабря - 13 декабря 2006 г.
Михаил Сатаров: Женщина создана для любви.
Наше досье: Родился 3 октября 1963 года. В 10 лет начал заниматься живописью в художественной студии. В 1992 году окончил Московский Государственный Художественный институт имени Сурикова. Семья: жена Мария и трое детей - сын Миша и дочери - Саша и Маша.
Картины этого художника находятся в лучших галереях мира и частных коллекциях. В равной степени Михаилу Сатарову удаются и портреты, и натюрморты, и морские виды, и пейзажи, и сказочные сюжеты. Формулу своего успеха он определяет так: "Талант, труд и любящая жена".
- Михаил, ваше творчество очень разнопланово, как вы сами определяете стиль, в котором работаете?
- Я занимаюсь салонным искусством. Пишу картины, которые украшают интерьер. В портретах, пейзажах и натюрмортах я воспеваю гармонию и красоту. Мою манеру письма часто называют "маниакальной", "ювелирной", потому что она очень кропотливая. Во всем, что я делаю, я сьремлюсь к фотографической точности - в хорошем смысле этого слова. Я работаю очень тонкими кисточкамии если пишу, скажем, сосну, то тщательно прописываю каждую иголочку. Я думаю, что главная задача художника - удивлять зрителя не только гениальной идеей своей картины, но и потрясающим техническим исполнением, мастерством.
- Говорят, что ваши картины часто подделывают. Это так?
- В любом российском городе, даже в ближнем зарубежье - на Украине и в Беларуссии - везде, где есть художественный рынок, можно найти копии моих работ. Художники покупают мои буклеты, копируют мои работы и подписывают моим именем. Получается, что я кормлю своим творчеством тысячи и тысячи семей художников.
- Вы пытались с этим как-то бороться?
- Невозможно судиться со всей страной. Пускай копируют. В каком-то смысле мне это даже льстит. Часто искусствоведы спорят, кто в России лучший художник. Но ответ очевиден. Кого больше копируют, тот и лучший. То есть - Михаил Сатаров. Я только молю Бога, чтобы Он мне дал здоровья и возможность подняться на ещё более высокую ступень и делать ещё более классные и качественные работы.
- Кому вы завидуете в свонй профессии?
- Никому не завидую. Широкая известность - это вопрос времени и пиара. Сейчас благодаря рекламе можно раскрутить кого угодно и что угодно - любого человека превратить в фетишь, поднять на пьедестал. А любовь народа у меня уже есть. Причем не просто народа, а высших классов общества. Мои картины покупают члены правительства, академики, даже Владимир Владимирович Путин мою картину в Кремле повесил. При этом у меня нет ни одного звания, только - Божий дар. Но кому много дано, с того много и спросится. Поэтому я очень много работаю, я настоящий трудоголик, абсолютно не умею отдыхать. а вот когда журналисты берут интервью, я говорю: " Ребята, у меня только два недостатка - гениальность и скромность".
- Михаил, а как вы познакомились с женой Марией?
- Мы с ней учились в параллельных группахв Московском художественном училище Памяти революции 1905 года. Помню, что преподаватели говорили сокурсникам: "Зайдите в соседнюю аудиторию, посмотрите на работы Сатарова и учитесь у него рисовать". Меня ставили в пример, и Мшу это заинтриговало. Когда мы познакомились, стали испытывать взаимную симпатию, потому что у нас обоих отличное чувство юмора. Я шутил, Маша подхватывала мои шутки, нам было весело. Но по-настоящему мы сблизились после такой истории. Дело в том, что я родился в очень бедной семье. В самом начале моей студенческой жизни мне нехватало денег даже на еду. И однажды я занял у Маши 1 рубль на обед и сказл, что не смогу его вернуть. Она сказала: "Ну и не надо. Если не будет денег - не отдавай". После этого эпизода мы подружились. Я увидел в Маше доброго, открытого человека. Этим поступком она меня покорила. Я понял, что бесплатными обедами я обеспечен. (Смеётся.) А на самом деле я отдаю этот рубль всю жизнь. Как муж и жена мы стали жить ещё студентами. Потом я отслужил в армии, а когда вернулся, мы поженились. Мы вместе с Машей уже 25 лет. У нас трое детей.
- Жена не стала творческим человеком?
- Она хороший художник, но полностью посвятила себя семье. Весь "колхоз" на ней - и дети, и няни, и шофёр, и собаки. Быт отнимает много сил. Жена - моя правая рука. Она во всём мне помогает и поддерживает.
- Вас окружает много красивых женщин, модели. Жена ревнует вас?
- Маша уже привыкла, ей некуда деваться. Она человек мудрый, закалённый. Никаких очевидных поыодов для ревности я жене не давал и, надеюсь, не подам.
- Это правда, что вы на Арбате картинами торговали?
- Правда. Студентом я писал маленькие этюды, небольшие пейзажи. И жена предложила мне попробовать их продать, что мы и сделали, выставив мои работы на улице у антикварного салона рядом с метро "Октябрьская". Это был смелый поступок, потому что на дворе ещё стояли брежневские времена, а в законе была статья "Торговля в неустановленном месте". Помню, что жену даже в милицию забирали. Тем не менее, мои работы мгновенно распродались по очень высоким ценам. Я получил первые серьёзные деньги в своей жизни, и это меня окрылило. Благодаря предпринимательской смекалке моей жены, наша семья довольно быстро обрела финансовую независимость от родителей, и мы стали самостоятельной "ячейкой общества". Потом я стал первым художником, кто вышел продавать свои работы на Арбат. К счастью, вскоре наступила горбачевская перестройка и за торговлю картинами на улице в милицию уже не забирали. Потом я выставлялся в различных галереях, а сейчас у меня своя галерея, где я могу устраивать выставки других художников, помогать пробиться талантливым людям, устраивать различные презентации. Путь к вершинам очень тернист. Сегодня искусство принадлежит рекламе. Можно быть трижды гениальным, но если ты не участвуешь в выставках, не дружишь с сильными мира сего, ты останешься никому не известным художником.
- В арт-мире существует такое понятие как "негры", рабы-люди, которые делают за художника его работу?
- Жёлтая пресса любит писать, что художника М.Сатарова не существует, а есть шустрый, энергичный и умный бизнесмен Михаил Сатаров, который раскрутил свой бренд, умело занимаясь пиаром, и на самом деле на него работает группа художников. Интересно, что в подарочном фонде Владимира Владимировича Путина была проведена экспертная оценка моих работ, и некоторые искусствоведы утверждали, что один человек не в состоянии так много уметь: писать портреты, морские виды, русский и европейский пейзаж, работать в стилистике фэнтази, сюрреализма, символизма. Многие убеждены, что один человек не в состоянии совмещать в себе такое количество жанров и стилей и на меня работает группа художников. Тем не менее, факт остаётся фактом - я работаю один.
- Правда ли, что написанный вами портрет Аллы Пугачевой в свое время вызвал бурную реакцию Филиппа Киркорова?
- С картиной Примадонны вышла целая история. Изначально её портрет заказал один очень богатый человек для своей частной коллекции ( а также 50 портретов самых знаменитых и харизматичных женщин России - балерин Илзе Оиепа и Насти Волочковой, телеведущих Елены Ханги и Ольги Грозной, певицы Лолиты...). Филипп Киркоров увидел этот портрет в газете и был настолько потрясён, что заказал его копию и подарил Алле Борисовне на день рождения. Рассказывают, Филипп от восторга даже... матом ругался!
- Изображённая на картине рулетка - не намёк ли на то, что Алла Борисовна интересуется азартными играми?
- Видите ли, свою главную фишку в жизни - огромный талант - она уже выиграла. А горящие свечи на переднем плане, астрологические часы, знак судьбы, гороскоп, рулетка - это немой намёк на предназначение и фортуну.
- А какие-нибудь курьёзы с вами случались?
- Был такой курьёз. Когда Пьер Карден познакомился с моим творчеством, он спросил: "А в каком веке жил и творил этот гениальный русский художник М.Сатаров?". Ему ответили, что я его современник, и он очень удивился.
- Что для вас женская красота?
- Для меня женская красота - божественна, трансцендентальна. Это нечто потустороннее из мира тонких энергий. В разное время были разные представления о женской красоте. И женскую красоту можно постигать до бесконечности. Я ценю в женщинах совершенство форм, внутреннюю гармонию, доброту. Современная женщина очень много времени уделяет внешности и очень мало духовности и любви, я имею в виду любовь не в эротическом аспекте, а любовь как сострадание, как уют. Для меня прекрасна та женщина, которая любит своего ближнего, своего мужа, детей, в доме которой разлита гармония тепла и уюта. Женщина должна излучать любовь, потому что без её любви не может существовать мир.
Беседовала Татьяна Медведева.