Интервью для журнала «АвтоРеклама», март 2007г.
Автомобиль я не считаю творением Бога…
Михаил Сатаров.
В России для того, чтобы быть причисленным к лику классиков русской живописи, необходимо прожить долгую плодотворную жизнь, встретить достойную, а зачастую полную лишений старость и лишь после смерти, когда благодарные потомки будут с трепетом, полным благоговения взирать на созданные полотна в музеях и на выставках частных коллекций, обрести незыблемую славу. Михаил Сатаров, один из немногих, кому этого удалось достичь при жизни и в полном расцвете творческих и физических сил. Его работы нашли своё достойное место в собраниях президентов России, Грузии, Казахстана, принца Монако Альберта, они давно находятся в частных коллекциях сильных мира сего. Москвичи могли видеть его работы на улицах города на рекламных щитах в акции «Живопись под открытым небом». Свободного времени у Михаила почти нет, но он сумел выкроить целый час для общения с нами, поскольку является читателем нашего журнала почти с первого номера.
- Михаил, поскольку Вы знаете традиции нашего издания, мы начнём с автомобильной тематики. Помните ли то время, когда были начинающим автолюбителем? За рулём какого автомобиля начиналась Ваша автомобильная история?
- Было это, в теперь уже довольно далёком восемьдесят девятом году. Я тогда учился в Суриковском институте и был единственным студентом, приезжавшим на занятия на собственных «Жигулях», тогда эта машина в нашей стране была культовой и притом, что у преподававших тогда профессоров машин не было, моё появление на «Жигулях» у института считалось наглостью. Но поскольку эту машину я честно заработал, реализовывая свои работы, которые уже тогда находили своих поклонников, а к тому же в институте помимо меня учились классные симпатичные девчонки, которых очень хотелось подвезти, я продолжал парковаться прямо у входа. Делал я тогда это, возможно по юношеской глупости, тогда все крутили романы, девочек хотелось удивить. Правда, параллельно я почувствовал обострение отношений в деканате, мне стали портить настроение интригами, строили козни, но выгнать боялись, возможно потому, что думали вдруг я сын какого-нибудь генерала КГБ. В результате, я довольно спокойно доучился. Потом у меня была «шестёрка», тогда это было почти то же, что сейчас «Мерседес».Покупались они «по блату», в свободной продаже их просто не было, и покупка машины была событием. Потом было ещё несколько «Жигулей», а последней русской машиной была «Нива». Тогда я впервые понял, что такое полный привод, уверенность на дороге и то, что моя машина должна быть джипом. После неё я купил «Судзуки Витара» в салоне, а потом, продав её через пару лет, я взял себе «Тойоту Прадо» и можно сказать, что превратился в поклонника этой японской марки. Это исключительная надёжность плюс проходимость, когда не приходится задумываться, где и как припарковаться. Она безумно мне нравилась, и я продал её только потому, что к тому времени уже сменился модельный ряд. Потом так получилось, что я купил в течение года три машины. Я приобрёл «Тойоту Секвоя» - огромный семейный автомобиль, потрясающе вместительный, что очень важно, поскольку у меня большая семья. Мягкий и комфортный, надёжный и достаточно экономичный, поскольку имеет отключаемый полный привод. Вторая – микроавтобус «Фольксваген Транспортёр», машина исключительно для перевозки картин. Третья, «Судзуки XL» надёжная машинка, чтобы возить детей в школу. Это уже было пожелание жены.
- Вы до сих пор любите ездить за рулём?
- В загородный дом я люблю ездить за рулём сам, а по городу перемещаюсь с водителем. Приходится ездить на важные деловые встречи, перед которыми бывает нужно сосредоточиться. При сегодняшних пробках это практически нереально. Кстати, как-то попробовал воспользоваться упражнениями для снятия усталости в пробке, опубликованные в вашем журнале. Очень помогло.
- Очень приятно, что Вы пользуетесь советами из наших рубрик. Скажите, а почему ни на одной Вашей работе нет изображения автомобиля? В работах с видами старой Москвы только конные экипажи.
- Вы правы. Всё дело, наверное, в том, что несмотря на моё пристрастие к автомобилю я не отношу его к творению Бога, ведь именно красоту его творений я пытаюсь передать через свои работы. Автомобиль - скорее продукт цивилизации, созданной руками человека, в то время, как нашему глазу хочется радоваться природе, красоте закатов и рассветов, умиротворяясь от того, что весь этот мир подарен нам Богом. Человек с самого раннего детства устроен так, что он любит рассматривать сначала картинки в своей первой книжке, а потом с возрастом переносит свой взгляд на пейзажи, окружающие его леса и поля, на красоту цветов, набегающей морской волны. Ему хочется сохранить это в памяти навсегда, но память несовершенна… Хочется, чтобы близкие тебе люди оставались молодыми и красивыми, и время было не властно над ними. Тогда на помощь приходит живопись, сохраняя всё, что нам дорого в обрамлении багета. Мои работы популярны потому, что я пишу то, что близко и понятно. И когда человек смотрит на мои картины, в его душе, как будто настежь распахивается окно, окно в мир искусства. И пускай при этом вдребезги разбиваются помутневшие от проблем и забот стёкла человеческого сознания, главное, что душа при этом становится светлее и добрей.
- Вы замечательно сказали по поводу окна в мир искусства. Я даже надеюсь, что благодаря Вам в нашем журнале появится рубрика с таким названием, и мы будем счастливы видеть Вас в роли её ведущего.
- Я принимаю Ваше предложение, тем более, что в рамках одной беседы трудно рассказать обо всём, что сейчас происходит в искусстве. Так что, до новых встреч на ваших страницах.
- В заключение, что бы Вы пожелали нашему журналу?