Газета «Комсомольская правда», 27 февраля – 5 марта 2004 г.
Березовский заказал на дом 50 русских красавиц.
Известный художник Михаил Сатаров получил секретный заказ от олигарха из Лондона.
Две недели назад в одном московском клубе, куда захаживают звёзды, политики и просто очень богатые люди, шла закрытая вечеринка. Все ждали балерину Волочкову. Насте даже приготовили подарок – её портрет от художника Михаила Сатарова. Для балерины держали VIP – столик на четыре персоны, но она так и не пришла. А портрет весь вечер простоял в центре зала на постаменте.
-Сатаров недавно получил крутой заказ от Березовского, - переговаривались два господина с сигарами. – Тому захотелось получить домашнюю коллекцию самых красивых русских баб. Волочкова – первая…
Услышав такое, мы отправились к Михаилу Сатарову знакомиться и сразу же спросили: правда ли, что он работает на Березовского?
Художник опешил:
- Откуда вы знаете? Да, я начал писать красивых и известных женщин России. Их заказал мне олигарх из Лондона. По договору я не имею права называть его фамилию. За пять лет я должен нарисовать 50 портретов. Проект уже проплачен. А заказчику отправлены три первых изображения: Аллы Пугачёвой, Анастасии Волочковой, и ведущей программы «Стильные штучки» Ирины Дмитраковой.
- Почему он выбрал вас?
- Считает, что на сегодня в России нет более сильного портретиста. Вообще затея с этим проектом – дорогое удовольствие. Я пишу портрет в течение полутора - двух месяцев, по 7 – 8 часов в день. В год я планирую рисовать по 7 – 10 портретов.
Волочкова боится милиции.
- Почему Волочкова не пришла за своим портретом?
- Это репродукция. Подлинник давно уже в Лондоне. Из-за скандала с фирмой, которая требует деньги за ремонт её квартиры, она боится появляться в публичных местах. Насте кажется, что её сразу же может забрать милиция, надеть наручники.
- Ваши героини позировали лично?
- В наше время давно никто не позирует. Девяносто процентов портретов делаются по фотографии и по памяти – такой собирательный образ. Я сливаю воедино сотни изображений, что-то убираю, что-то подчёркиваю. Взять Пугачёву. Официально фотографировать её имеет право только личный фотограф. И не каждый художник может написать её портрет: она сама выбирает мастера.
- Это как раньше худсовет решал, кому можно доверить писать светлый образ вождя?
- Она очень трепетно относится к своему образу и не может допустить, чтобы её внешность была дискредитирована. Мне были предоставлены эксклюзивные фотографии, отобранные самой Аллой Борисовной. По ним я создавал портрет.
А.Б. – азартная и страстная.
- А Пугачева знала, для кого вы работаете?
- Не буду отвечать. Даже если она захочет порезать портрет бритвой – его не уничтожить, он в Лондоне. Конечно, я заработал на её портрете, но если Примадонна захочет, я подарю ей копию.
- Судя по отношению к своему изображению, Пугачёва – человек суеверный.
- Женщины такого уровня отслеживают каждый свой шаг. Она должна выглядеть лучше всех, лучше, чем на самом деле. Что я и делаю. Я не карикатурист, а художник и должен льстить модели. Люди платят мне за это большие деньги.
- Аллу Борисовну Вы тоже изменили?
- Я постарался нарисовать Пугачёву как женщину – тайну: горящие свечи на переднем плане, астрологические часы, знак судьбы, гороскоп, рулетка. А почему там рулетка – об этом знают только она и я.
«Я назначил олигарху запредельную цену».
- Михаил, как художники получают выгодные заказы?
- Меня связывает дружба со многими сильными мира сего. Лондонский олигарх захотел получить собственный портрет, который по условиям сделки я не могу показывать. Сейчас работа выкуплена и находится в Лондоне.
- Сколько вам заплатили за этот портрет?
- За свой портрет он заплатил больше, чем за все пятьдесят полотен самых красивых женщин России. Это десятки и десятки тысяч долларов. Я дорогой художник. Но ему назвал цену, которая была на порядок выше, чем другим заказчикам, и честно говоря, думал, он откажется.
- Не боялись потерять такого «лакомого» клиента?
- Я нахожусь в выгодном положении среди художников – заказчики меня ищут сами. Это люди, которые вкладывают деньги в современных художников, как в акции. Поэтому я и выдвинул олигарху такие условия.
- Березовскому портрет понравился?
- Олигарх был в диком восторге. Потом купил у меня несколько пейзажей. И вдруг предложил эту идею с самыми красивыми женщинами.
- Где вы с ним встречались?
- В Венеции. Потом договаривались о встрече в Лондоне.
- Какой он на портрете?
- Богатый, царственный. В одежде из роскошной ткани.
- С короной на голове?
- Можно и так сказать. Образно говоря, он по-царски сидит на фон колонн, дорогого бархата. Такой парадный дворцовый портрет.
- В итоге вы перешли на женщин. 50 – это количество кто выбирал?
- Он.
- Ностальгия его замучила, что, он решил перевезти в Лондон национальное достояние России – красивых женщин?
- Может быть. Он, как Третьяков в своё время, заказал серию портретов известных людей. И я не исключаю, что со временем он продаст эту коллекцию втрое дороже.
Следующая – Сати Спивакова.
- Кто выбирает персонажей для портретов?
- Кого-то предлагает он, кого-то – я. Недавно я познакомился с Владимиром Спиваковым. Мои картины произвели впечатление на Сати, его жену. Я ставлю её в один ряд с Волочковой – нашей мегазвездой по красоте. Сати ей абсолютно не уступает – у неё другая красота. Может быть, следующий будет как раз портрет Сати.
В ближайших планах – Ирина Алфёрова, Арина Шарапова. Теоретически это может быть любая известная женщина России – например, жена Владимира Владимировича Путина, Кристина Орбакайте, Дарья Донцова – звезда детективов.
- Какой у вас критерий отбора – известность или красота?
- И то, и другое. В этом смысле идеально подходит Волочкова: известная балерина и красивая женщина. Её портрет я сделал на одном дыхании. Алла Борисовна – намного сложнее, противоречивее. Настя просто столько ещё не пережила и не перестрадала.
- Вы знали или угадали характер Пугачёвой?
- Я много знаю. Но есть золотое правило – хочешь долго жить и крепко спать, лучше поменьше рассказывать.
Лариса Васильева.