Газета «Россия» №12 (388), 1 апреля
Венецианский сон разбудил «Живопись под открытым небом» - уникальный проект оформления столицы художника Михаила Сатарова.
Степень популярности живописных произведений Михаила Сатарова трудно переоценить. Картины этого мастера занимают достойное место в собраниях президентов России, Грузии, Казахстана, принца Монако Альберта. Подобная востребованность художественного творчества позволяет с полным правом назвать его в числе выдающихся мастеров отечественной живописной школы.
Картины Михаила Сатарова размещены на рекламных конструкциях в центре столицы, а также вдоль МКАДа и основных городских магистралей. Художник рад, что лучшие из его работ представлены на улицах города и москвичи имеют уникальную возможность соприкоснуться с гармоничным миром натюрмортов, морских и городских пейзажей. Акция «Живопись под открытым небом» проводится в Москве впервые.
- Я знаю, что вы делали портреты многих известных людей. Но, как говорят в народе, чем больше известен человек, тем он более жаден. Как деньги соотносятся с вашим творчеством?
- Знаете притчу: «Бойтесь богатых людей с голодными глазами». У меня написаны портреты Анастасии Волочковой, Аллы Пугачёвой, телеведущей Ирины Дмитраковой и многих других популярных людей. Люди шоу-бизнеса, как женщины, так и мужчины, по своей натуре на 90% халявщики. Они привыкли, чтобы им всё делали или бесплатно, или за чисто символическую стоимость, равную расходам на кисти и холсты. Это грустная практика. А мой труд, время… Ведь не секрет, что сами звёзды шоу-бизнеса зарабатывают огромные деньги. Свою звёздность они ценят очень высоко. Художникам сложнее, они не такие публичные люди и свой хлеб, поверьте мне, зарабатывают с большим трудом. Для того, чтобы написать картину, нужно месяцами по 7-10 часов стоять у мольберта. Это адский труд, а особенно если пишешь в классической, тонкой манере. Я человек деликатный, ничего не обещаю и молча удаляюсь, стараюсь не вступать в конфликт и ничего никому не доказывать. Я не хочу называть звёзд, которые сильно торговались и хотели по демпинговым ценам в 5-6 раз меньше, чем это стоит, заказать портрет, но я им отказал. Сейчас по прошествии 5-7 лет цены увеличились в 10 раз и они жалеют, что тогда пожадничали. Со Спиваковым мы познакомились на премии «Триумф» и я подозреваю, что он находится в стадии изучения моего творчества, а его талантом я покорён давно и всерьёз. Я бы хотел написать портрет его жены Сати, так как она потрясающей красоты женщина, с такой страстью, шармом, красотой. Анастасия Волочкова намного моложе её, красивая женщина, но Сати для меня как для художника – более богатая натура, более интересная своей нежностью, искромётностью, загадочностью Востока, материнством. Я оптимист, верю, что мне удастся написать её портрет – гимн высокой женской красоте.
Сейчас я работаю над проектом знаменитых женщин России. Мне заказал полотна зарубежный коллекционер, фамилию его, к сожалению, не могу назвать. Живёт в Лондоне, но это не Березовский, он меценат, бизнесмен. В галерее будет около 50 портретов звёзд. Арина Шарапова, Ирина Алфёрова и Сати Спивакова, надеюсь, займут достойное место в этом проекте. Я обожаю свои натуры, люблю их, в портрете стараюсь открыть всё самое лучшее, что порой и не видно с первого взгляда, что подчас скрывается за внешней оболочкой. И доступно лишь посвящённому взгляду врача и художника.
Знаю по горькому опыту: меньше всего ценятся подарки. Картина «Вид старой Москвы» была презентована Юрию Лужкову и он её передарил Иосифу Кобзону. А дальнейшую судьбу уже не знаю. Я уверен, что у Кобзона хороший вкус и наверняка он оставил её себе. Мне приятно, что Лужков, так трепетно относящийся к Кобзону, именно ему подарил не какую-нибудь ерунду, а мою картину.
Что такое художник – это 3 процента таланта и 97 процентов труда. Он негр, прикованный к галерам, со стёртыми межпозвоночными дисками. Вот обо мне говорят, что в подмастерьях у меня трудится группа художников. Одни пишут портреты, другие – пейзажи, третьи – маринисты, а четвёртые – натюрморты. Что ж, мне это льстит, ведь мой диапазон жанров и стилей действительно широк. В мастерской живописец неспешно ставил на мольберт одно за другим свои полотна. Его глаза цвета расплавленного шоколада радостно вспыхивали, когда я просила изменить свет, чтобы рассмотреть детали на холстах. Привычный пейзаж среднерусской полосы оживляла виртуозно прописанная речка, в которой капельки воды искрились и поблёскивали на камнях. С какой любовью прорисована каждая травинка, каждое дерево, а тепло первого луча рассвета ощущаешь физически. На соседнем полотне утлое судёнышко борется с морской стихией, и его мачты горят наподобие церковных свечей у распятия Христа. На мой вопрос «Кто водит рукой живописца, например его?» Михаил поделился, очевидно давно выношенным и глубоко осознанным внутри: «В мире постоянно борются силы добра и зла. Искусство для меня – это откровенный разговор с Всевышним, постижение особого предназначения, возможность раскрыть мир тонких энергий и я несу персональную ответственность за то, что увидят люди. Ведь художник влияет на умы людей и даже, если хотите, формирует их. Мне кажется, что сегодняшнему неспокойному миру необходимо противопоставить радость красоты, надежды, веры. Нам всего этого так не хватает!»
- Как вы относитесь к подделкам и фальшивкам современного искусства, вашей живописи конкретно?
- Мои работы не только подделывают, а массово копируют по всей стране. С этим сложно бороться. В Ялте на набережной большим успехом пользуются мои маринистские темы, в Туле, на Дальнем Востоке – портреты, в Москве – пейзажи. Похоже, мне уготована судьба Айвазовского, картины которого продаются в таких количествах, что и написать за всю жизнь художнику было просто невозможно. Уверяю вас, такую популярность я воспринимаю как большую честь.
- А как же авторские права? Как вы с этим боретесь?
- Авторские права нарушаются. Сначала я очень расстраивался, а потом смирился. Невозможно бороться с плохой погодой, палящим солнцем. Стихия. Со всеми судиться невозможно, не хватит ни денег, ни адвокатов. Масштабы нашей великой страны не позволяют проследить путь подделок. Я понимаю, что люди хотят заработать, художникам надо кормить свои семьи, вот они и покупают мой буклет, каталоги и перерисовывают.
- Кто ваш собрат по несчастью, кого так же тиражируют?
- Сегодня, к радости, я один. Такая же судьба была у члена – корреспондента Академии художеств Бориса Щербакова, но он уже давно умер. А в живых, похоже, остался только я. Я отношусь к этому положительно, человек-то я не злой, пусть тиражируют. В пору студенчества лично я перекопировал всё мировое искусство и ничего плохого в этом не вижу. А что нарушают авторские права, то всех прощаю, так как сам нарушал, любил перерисовывать Шишкина, Айвазовского. Это было для меня хорошей школой. Теперь же пишу только авторские работы.
Правда, в копировании есть один момент. Когда берут мою работу и, например, художник продаёт её на Крымской набережной со своей подписью, ну и пусть. Но иногда всё бывает сложнее. Крупные коммерческие структуры, например, «Газпром», «ТНК», банки, создают у себя художественные галереи. В них мои работы и копии, которые непорядочными посредниками выдаются за подлинники. И это очень плохо. «Негры» перерисовывают мои картины, подписывают мною и продают по цене подлинника. Это чистый подлог. У меня были судебные прецеденты, когда на лицо явный подлог и я в нём ни сном ни духом не участвовал. Уличные варианты пусть будут, там нет моей фамилии, а когда у Рема Вяхирева висят в загородном доме несколько моих морских пейзажей и один из них – чистый фальшак да ещё плохого качества, обидно. На совести какого посредника, галериста лежит ответственность, я не знаю, и как он «впарил» в подарочный фонд «Газпрома» эту картину – мне не ведано.
- Я слышала, что в одной из резиденций Путина висит ваша работа. Как она туда попала?
- Во время поездки президента во Владивосток местные власти презентовали ему мою картину. Я за её судьбу очень переживал, а тут по Первому каналу вижу главу государства, который даёт интервью под моей работой. Для меня это большая честь.