Телефоны галереи "Сатаров-Студия":
(985) 419-43-16, 918-24-40,
8-916-276-62-73
Время работы: будни с 11-00 до 19-00

Разработка и поддержка: ApelsinWeb

 
МИХАИЛ САТАРОВ Переход на главную страницуНаписать письмо МихаилуEnglish version
О Сатарове  |  Фотоархив  |   Публикации  |  Выставки  |  Репродукции  |  Фрески  |  Гостевая  |  Альбом  |   YouTube
Марины  |  Венеция  |  Пейзаж  |  Фэнтези  |  Старая Москва  |  Портрет  |  Натюрморт  | ШКОЛА ЖИВОПИСИ
Интервью для газеты Аргументы неделi

«Аргументы недели», №7(145), четверг 19 февраля 2009 г.

 

ЭНЕРГИЯ КАРТИНЫ: ЧЁРНАЯ ИЛИ БЕЛАЯ?

 

   Каждая третья картина, которую можно встретить на любом художественном развале от Владивостока до Калининграда, наверняка будет подписана «М.Сатаров». Конечно, это копии или подделки произведений художника Михаила Сатарова. Но копируют и подделывают только те картины, которые нравятся большинству людей и поэтому хорошо продаются. Приверженец реализма в искусстве, Сатаров категорически не приемлет разнообразные «измы»: импрессионизм, кубизм, абстракционизм…

- Михаил Алексеевич, как же так получилось: вы - один из самых востребованных современных художников, а звания «народного» у вас нет?

- У меня вообще нет ни одного звания. Зато моя картина висит в Кремле, мои произведения есть у принца Монако Альберта, у президентов Грузии, Казахстана, других стран. Я занимаюсь востребованным салонным искусством, которое украшает интерьеры. Мне, кстати, неоднократно предлагали купить звание «народного».

- Дорого?

- С каждым разом предлагают всё дешевле. Теперь уже почти бесплатно. Но для меня звание «народный художник» как оскорбление. Понимаете, можно быть генералом и не нюхать пороха. То же самое: можно быть народным художником и не уметь рисовать. Я бы не хотел быть тем «хорошим» художником, про которого это становится понятно только после того, как он «корочку» покажет. На сегодняшний день мои картины самые копируемые и самые подделываемые. Я не преувеличиваю – это действительно факт.

- Вы пытались защищать свои авторские права?

- Разве можно бороться с тем, что идёт дождь? Слава богу, что моё искусство приносит пользу: другие художники покупают буклеты М.Сатарова, копируют изображения и кормят свои семьи. Единственное, я бы не хотел, чтобы этим занимались промышленные корпорации. Сейчас по этому поводу предстоят разбирательства в Белоруссии и Израиле.

 

Квадраты Малевича

- Чем вы объясните народную любовь к вашим картинам?

- Я занимаюсь классическим реалистическим искусством. Не разрушаю формы, созданные Творцом, а воспеваю красоту Божьего мира. Этот мир открыт каждому, поэтому и моё искусство понятно каждому. Реализм в искусстве никогда не исчезнет. Так вечны произведения Моцарта, Бетховена, Шостаковича. Что после них? Тяжёлый металл? Представляете, Моцарт бы сломал гитару и помочился со сцены…  И это осталось бы в веках? Этих абстракционизмов, кубизмов, импрессионизмов много. А классика одна.

- Как вы ловко  свалили всё актуальное искусство в одну кучу – и вынесли на помойку!

- Мерзость человеческая реализуется в этих произведениях. Всё началось с импрессионистов (хотя они ещё более или менее). Дальше – экспрессионисты, абстракционисты, потом пошли инсталляции… Голый Олег Кулик посадил себя на цепь и стал кусать прохожих за ноги. И это – искусство? Сальвадор Дали, гениальный мастер-реалист, говорил: «Если мои современники думают, что они превзошли Рафаэля и Вермеера, пусть пребывают и дальше в своём блаженном идиотизме». Взять хотя бы квадрат Малевича. Это чистая профанация! Кстати, Малевич несколько квадратов написал, о чём мало кто знает. В конце жизни он рисовал беспомощные реалистические пейзажи, очень слабые по технике. Не дал Господь ему талант. Великий русский художник Александр Бенуа сказал: «Чёрный квадрат» Малевича – сделка с дьяволом».

- Искусство развивалось поступательно. Импрессионизм вырос из реализма, отвергая его, экспрессионизм, в свою очередь, - из импрессионизма… Вам не кажется, что вы остановились в одной точке прошлого?

- Я считаю, что искусство должно развиваться в рамках реализма. Нет предела для совершенства самого художника и его произведений, которые воспевают Создателя. Я вижу красоту, разлитую в мире. Поэтому выписываю каждую иголочку на сосне и каждую травинку на лужайке. «Вся моя жизнь – как свеча перед иконой», - говорил Андрей Рублёв. Мне бы хотелось так же прожить свою жизнь.

- По вашему мнению,  современное нереалистическое искусство неприемлемо уже потому, что прославляет зло?

- Именно. Пикассо не скрывал, что пришёл унизить и разрушить. Он открыто говорил: «Я плюю на зрителя». Пикассо намазывал краску на тарелки. Журналисты говорили ему: «Но ведь так сможет сделать каждый – даже ребёнок!». Пикассо отвечал им: «Да. Но только я могу подписать внизу свою фамилию». А Гоген? Он законченный алкоголик, который без бутылки абсента ничего не мог делать. Он развращал девочек-малолеток (за что сейчас попал бы под статью), бросил жену с четырьмя детьми. Не зря жена Гогена выбрасывала его картины на помойку. Потому что они бездарны. Ван Гог вообще сумасшедший. Ухо себе отрезал. Я видел картины людей, которые страдают тем же психическим заболеванием, что и он. Они рисуют совершенно в «вангоговской» манере!

- Какая разница, здоров художник или болен, человечен он или безнравствен, если его картины интересны, если они производят на зрителя неизгладимое впечатление?

- Думаю, на самом деле эти картины никому не нравятся. Просто большинство людей стесняются сказать, что «король голый». Ещё очень много тех, кто поддаётся внушению. Я могу сказать, не стесняясь: у меня от Пикассо голова болит. Искусство обладает прямым действием. Поэтому, кстати, картины довольно часто возвращают в галереи. Люди замечают, что некоторые полотна приносят боль, несчастья, плохое настроение. Всё зависит от того, какая энергия заложена в картину.

 

Ухмылка Джоконды

- Вы однажды сказали, что улыбка Джоконды кажется вам ухмылкой. Почему?

- Я имел ввиду, что Джоконда недостойна внимания, которое ей уделяют. У Леонардо есть существенно более сильные произведения. Джоконда стала широко известна за счёт банальной рекламы. Так и всё современное нереалистическое искусство – результат раскрутки. Это дело рук галеристов и музейщиков. Они стремятся подешевле  купить и подороже продать.

- За копейки можно взять только низкопробное искусство.

- Естественно! Долго ли рисовать три полоски в два ряда?  В день можно намалевать добрую сотню абстрактных картин. А художнику-реалисту требуются огромные душевные и временные затраты, чтобы создать отражение творений Божьих. Поэтому реалистическое искусство по определению не может стоить дёшево. Галеристы не любят с ним работать. Они предпочитают взять что-нибудь абстрактное и навешать на уши покупателю лапши: «Это гениально! Об этом художнике говорит весь мир! Он – основоположник нового течения!» Так можно заплатить малоизвестному художнику 10 тысяч долларов за картину, продать её за 250 тысяч, а 240 положить себе в карман.

- Остается надеяться, что, по крайней мере, музеи закупают картины иначе.

- По моей информации, точно так же. Я видел несколько картин, купленных для Третьяковки и Русского музея. Это тихий ужас, кошмар, бред сумасшедшего! Чиновники не о памяти будущих поколений заботятся, а о собственном кармане. Они продвигают современное искусство за откаты.

 

Рождение идеала

- Как вы относитесь к распространённому мнению, что художник должен быть отверженным и желательно нищим, только тогда он сможет служить Искусству?

- Это заблуждение. Статистика доказывает, что все художники, посвятившие себя классическому искусству, были богаты, обеспечены и признаны. Отдельные исключения только доказывают правило. Взять хотя бы еврейского мальчика Левитана, чей талант возрос в период гонений на евреев. Сначала ему кушать было нечего. А умер он в сытости и известности, жил и в Петербурге, и в Москве. Вы где-нибудь видели трудолюбивого плотника, которому было бы нечего есть? Так же и художник. Да, Ван Гог и Гоген нуждались. Но они не классики. Если художник – добросовестный мастер, он всегда будет иметь заказ. И деньги на хлеб с маслом и колбасой.

- Кстати, о заказах. Не секрет, что большинство портретов пишется именно на заказ…

- И я не вижу в этом ничего зазорного. Одна из известнейших моих картин «Рождение Венеры» была написана на заказ. Значительно позже я узнал, что на фотографиях, по которым я работал, была модель Летиция Каста. Этой картиной я воспел идеал женской красоты. Конечно, я её сильно приукрасил. Особенно в той части, что ниже подбородка (смеётся). Если бы я рисовал её сейчас, получилось бы ещё лучше. Потому что я стал старше и опытнее.

- Чей портрет вам бы хотелось нарисовать?

- (Долго думает.) Может быть, Дашу Жукову? Она же сняла целый ангар и показывает там современное искусство. А я бы ей показал всю силу реалистического искусства! Лучше Сатарова её всё равно никто не напишет! Если серьёзно, достойных людей много. Я бы очень хотел написать портрет Серафима Саровского. С огромным удовольствием написал бы портрет Божьего старца, у которого получал благословение…

 

Дарья Мартынкина
© Михаил Сатаров

Rambler's Top100

SpyLOG TopList
Наши партнёры:


ART and PHOTO - галереи картин и фотографий художников и фотографов современности и прошлых лет.